Georgia has adopted the Law on elimination of all forms of discrimination that includes sexual orientation and gender identity among protected grounds, and also made corresponding amendments to other key norms that regulate different areas of public life.  In the same time, in terms of HIV, country has stigmatizing “Law on HIV/AIDS” in Georgia, according to which HIV-positive person is obliged to inform the sexual partner and/or spouse about his/her HIV-status.

«Legislative analysis related to LGBT Rights and HIV in Georgia» highlighted as positive changes, that state has adopted the Law on elimination of all forms of discrimination and also made corresponding amendments to other key norms that regulate different areas of public life. All the amendments provide prohibition of discrimination on the grounds of sex and health status according to General Comments of the Committee on Economic, Social and Cultural Rights and UNAIDS policy guidance.

The Criminal Code of Georgia also considers motives, based on sex, sexual orientation and gender identity as aggravating circumstance for all relevant crimes, provided for by the Criminal Code. This rule corresponds to requirements, outlined in the recommendations of the Council of Europe Committee of Ministers and Jogjakarta principles.

A major step forward on the way of combating discrimination of gay men, other MSM is lifting blood donation ban for men who have sex with other men and planned amendments to the order of the Ministry of Health to reflect this.

However, despite of anti-discrimination legislation and strengthened criminal responsibility for hate crimes, such violations do not lead to proper investigation, this situation can be effectively changed by establishing effective investigation procedure controls. Georgian authorities should also focus on training law enforcement officers and judges on specific aspects of such investigations and judicial inquiry in order to improve situation in this area.

Other legal barriers for gay men, other MSM and trans people also prevent them from fulfilling their rights. Georgia should provide access to gender reassignment procedures for trans people. There are neither a mechanisms of gender reassignment, provided by the national legislation, nor sufficient health services in medical institutions. Being unable to access gender reassignment procedures, trans people cannot enjoy their rights. The European Court of Human Rights in its practice pointed out, that States must provide transgender persons a possibility to undergo surgery, leading to full legal gender recognition, and that surgery expenses should be covered by insurance plans as “medically necessary” treatment.

Would also be an effective step for Georgia legalization of same-sex marriage or partnership, which corresponds to PACE Resolution 1547 (2007). This would help gay men, other MSM and trans people combat discrimination, based on sexual orientation, and enjoy partnership rights, which include «some basic needs which are fundamental to the regulation of a relationship between a couple in a stable and committed relationship, such as, inter alia, the mutual rights and obligations they have towards each other, including moral and material support, maintenance obligations and inheritance rights». Such amendments would give same-sex couples an opportunity to adopt children, according to Article 8 of European Convention and Principle 24 of The Yogyakarta Principles that enshrine the right to find a family.

Among the recommendations given in the analysis:

  • Creation of a special department within the Ministry of Internal Affairs to combat hate crimes, in order to keep statistics and effectively respond to the investigation of these crimes.
  • Further education of law enforcement officers and judges to effectively investigate and prosecute hate crimes and non-violent cases of discrimination is crucial to make sure anti-discrimination legislation provides effective remedies to victims.
  • Amendments to the Georgian law “On the Elimination of All Forms of Discrimination”, which expand the powers of the Ombudsman, which in turn will improve the effectiveness of its work in the process of combating discrimination.
  • Amendments to legalize same-sex partnership or marriages are needed to make sure same-sex couples enjoy same rights as married opposite-sex couples, including the issue of health care and others.
  • The authorities of Georgia should provide access to gender reassignment in health service institutions and make it available for trans people who need it in order to fulfill obligations of Georgia as a member of Council of Europe.
  • Georgian government should decriminalize transmission of HIV by PLHW. It is necessary to exclude from the Criminal Code unnecessary article, which establishes responsibility for creating the threat of “intentional infection of another person with AIDS”. This prosecution adds to the stigma and discrimination faced by people with HIV. It places the burden of preventing HIV transmission on those living with HIV and portrays those living with HIV as potential criminals.
  • Eliminate stigmatizing “Law on HIV/AIDS” in Georgia, according to which HIV-positive person is obliged to inform the sexual partner and/or spouse about his/her HIV-status.

Скачать (PDF, 400KB)

Грузией был принят закон о ликвидации всех форм дискриминации, в котором предусмотрен запрет на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, а также были внесены соответствующие правки в основные нормативные документы, регулирующие различные сферы общественной жизни. В то же время, что касается ВИЧ, в стране имеется  стигматизирующий «Закон о ВИЧ-инфекции/СПИДе», согласно которому ВИЧ-позитивный человек обязан проинформировать о своем ВИЧ-статусе своего сексуального партнера и/или супруга(-у).

Положительными данными «Анализа национального законодательства Грузии, связанного с правами ЛГБТ и ВИЧ» по Грузии можно отметить, что в стране был принят закон о ликвидации всех форм дискриминации, а также были внесены соответствующие правки в основные нормативные документы, регулирующие различные сферы общественной жизни. Такие правки предусматривают запрет на дискриминацию по признаку пола и состояния здоровья в соответствии с общими замечаниями Комитета по экономическим, социальным и культурным правам и руководством UNAIDS.

В Уголовном кодексе Грузии мотивы, связанные с полом, сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью, рассматриваются как отягчающие обстоятельства при совершении любых правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом. Такой подход соответствует требованиям, предусмотренным рекомендациями Комитета министров Совета Европы и Джокьякартским принципам.

Важным шагом на пути к преодолению дискриминации геев и других МСМ является отмена запрета на донорство крови для мужчин, практикующих секс с мужчинами, и соответствующие правки, которые планируется внести в приказ Министерства здравоохранения.

Вместе с тем, несмотря на антидискриминационное законодательство и ужесточение криминальной ответственности за преступления на почве ненависти, соответствующие дела не рассматриваются надлежащим образом. Эту ситуацию можно изменить путем внедрения механизмов контроля расследования таких дел. Власти Грузии должны также проводить обучение сотрудников правоохранительных органов и судей по особенностям расследования таких дел и их судебного рассмотрения с целью улучшения ситуации в данной сфере.

Кроме того, и другие правовые барьеры препятствуют реализации прав геев, других МСМ и транс людей. Грузия должна обеспечить доступ транс людей к процедурам коррекции пола. В настоящее время не существует ни механизмов коррекции пола, предусмотренных национальным законодательством, ни необходимых медицинских услуг в учреждениях здравоохранения. Не имея доступа к процедурам коррекции пола, транс люди не могут реализовывать свои права. Европейский суд по правам человека в своей практике отметил, что государства должны обеспечить трансгендерным людям возможность осуществить операцию по коррекции пола и что расходы на такую операцию должны покрываться фондом медицинского страхования как лечение “по медицинским показаниям”.

Важным шагом для Грузии стала бы легализация однополых браков или партрерств в соответствии с Резолюцией ПАСЕ 1547 (2007). Это помогло бы геям, другим МСМ и транс*людям бороться с дискриминацией на основании сексуальной ориентации и пользоваться правами такого партнерства, к которым относятся “базовые потребности, которые являются фундаментальными для урегулирования отношений в паре, состоящей в стабильных и серьёзных отношениях, такие как взаимные права и обязательства по отношению друг к другу, в том числе моральная и материальная поддержка, алиментные обязательства и права наследования”. Соответствующие изменения должны обеспечить однополым парам возможность усыновления детей в соответствии со Статьей 8 Европейской конвенции и 24-му пункту Джокьякартских принципов о праве на создание семьи.

Среди рекомендаций, которые приводятся в анализе отмечается:

  • Создание специального отдела в МВД по борьбе с преступлениями на почве ненависти, для того чтобы вести статистику и эффективно реагировать по вопросам расследования данных преступлений.
  • Дальнейшее обучение сотрудников правоохранительных органов и судей для обеспечения эффективного расследования и судебного рассмотрения преступлений на почве ненависти и ненасильственных случаев дискриминации имеет крайне важное значение для обеспечения надлежащих средств правовой защиты для жертв таких преступлений в соответствии с антидискриминационным законодательством.
  • Внесение поправок в закон Грузии “Об искоренении любых форм дискриминации”, расширяющих полномочия Омбудсмена, что с свою очередь позволит повысить эффективность его работы в процессе борьбы с дискриминацией.
  • Принятие поправок для легализации однополых партнерств или браков, что позволит однополым парам пользоваться теми же правами, что и разнополым парам, в том числе в вопросах здравоохранения и т.п.
  • Обеспечение урегулированной процедуры коррекции пола в учреждениях здравоохранения. Равный доступ к такой процедуре для транс* людей, в соответствии с обязательствами Грузии как члена Совета Европы.
  • Декриминализация передачи ВИЧ. Исключение из Уголовного кодекса статьи, которая устанавливает ответственность за “умышленное поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией”. Это усиливает существующую стигму и дискриминацию, с которыми сталкиваются ЛЖВ. Это также создает барьер для профилактики передачи ВИЧ, и освещает ЛЖВ, в качестве потенциальных преступников.
  • Отмена стигматизирующего «Закона о ВИЧ-инфекции/СПИДе» в Грузии, согласно которому ВИЧ-позитивный человек обязан проинформировать о своем ВИЧ-статусе своего сексуального партнера и/или супруга(-у).

Скачать (PDF, 654KB)