The insufficiency of prevention programs, funding, and support from countries has led to an increase of HIV-positive MSM, higher syphilis prevalence, the failure of the cascade of access to the continuum of medical services, and to the insufficient coverage of antiretroviral therapy in the countries of Central and Eastern Europe and Central Asia.

The global community commemorates December 1, World AIDS Day. In turn, the Eurasian Coalition on Male Health (ECOM) notes that according to data obtained between 2015 and 2018, the epidemics of HIV and other sexually transmitted diseases continue to develop among men who have sex with men (MSM) in Central and Eastern Europe and Central Asia (CEECA).

The level of coverage by HIV prevention, diagnosis, and treatment programs among key populations, in particular MSM and trans people, does not allow for a significant impact on the HIV and HIV/TB epidemics in the region. EECA remains the only region in which the number of new HIV infections is increasing, which is a consequence of the lack of access of key populations to the full package of HIV prevention services recommended by the WHO. The EECA region as a whole represents the worst situation in the world with respect to the “90-90-90” targets; in other words, it is lagging behind international targets regarding the percentage of PLH who know their HIV status, receive treatment, and who have an undetectable viral load.

The epidemiological and monitoring systems available in most countries of the region do not allow for the development of cascades for MSM and trans people. At the same time, it is known that the access of key populations to antiretroviral therapy in most countries of the region remains extremely low. Rapid HIV testing in low-threshold centers is often organized in such a way that only half of MSM who test positive for HIV then go to medical centers to confirm their diagnosis.

Скачать (PDF, 1.83MB)

According to data from regular population-based studies of groups vulnerable to HIV, six countries in the EECA region (Armenia, Belarus, Georgia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, and Moldova) are experiencing a steady increase in the proportion of HIV-positive MSM. A two-fold increase in the prevalence of HIV among MSM was found in Belarus (9.8% in 2017 versus 5.7% in 2015), Kazakhstan (2017—6.2%, 2015—3.2%), and Moldova (Chisinau: 2016– 9.0%, versus 5.4% in 2013).

The prevalence of syphilis also remains problematic. In most countries of the region, the prevalence has remained stable (from 2 to 8%), however, a worsening situation has been observed in several countries with an increasing prevalence: in Belarus from 2.4% in 2013 to 4.7% in 2017, in Kazakhstan from 12.8% in 2015 to 19.7% in 2017, and Kyrgyzstan (2013 – 7.9%, 2016 – 10.8%).

These indicators alone are enough to indicate that the prevention measures and activities taken are insufficient.

Скачать (PDF, 104KB)

Global initiatives, such as the “90-90-90” strategy, are aimed at strengthening the fight against HIV. This implies, in particular, the effective (90%) coverage of vulnerable groups with testing and the prescription of antiretroviral therapy immediately after the diagnosis of HIV. According to ECOM data, in most countries of the region (5 of 14 for which there is data), less than 60% of MSM are covered by testing, which is clearly insufficient for the effective control of the epidemic.

Updated data shows that out of 9 countries of the region, only two (Belarus and Tajikistan) have achieved the stated goal of providing coverage with ART to at least 73% of MSM living with HIV. In the remaining countries, this figure ranges from 2% (Kyrgyzstan) to 66% (Lithuania).  At the same time, it should be taken into account that different countries may take a different approach to developing a cascade of access to the continuum of medical services.

In different countries of CEECA, there are different levels of coverage of MSM by prevention services and different trends. For instance, in Azerbaijan, this indicator is stable at a low level, in Belarus, Kazakhstan, and Ukraine, the coverage level is between 40 and 60%, in Tajikistan, it reaches 89%, while in Kyrgyzstan, a reduction to 18% was observed. In order to increase coverage, it is necessary to develop new approaches for attracting MSM and trans people to prevention programs led by community organizations, as well as to prevent discrimination and human rights violations on the basis of sexuality and gender identity.

It is necessary to know the population sizes of vulnerable groups when planning relevant national budgets. However, special studies to determine population sizes are regularly carried out only in Georgia, Kyrgyzstan, Tajikistan, and Ukraine. For most countries, data on population size estimates are outdated (i.e. the studies were carried out 5 or more years ago).

“Along with the growing prevalence of HIV, funding from international sources is declining; the Global Fund, which is currently the main source of funding for programs for MSM, is encouraging countries to switch to national funding of HIV programs. However, the governments of countries of the region are refusing to fund targeted programs aimed at MSM and trans people, arguing firstly that these groups do not have a significant impact on the growth of the HIV epidemic as a whole in these countries, and, secondly, that prevention and treatment programs targeting the general population are also effective for MSM and trans people” remarked Vitaly Djuma, Executive Director of ECOM.

“Changing the position of governments can only be done by mobilizing LGBT community organizations and activists for active advocacy, and by providing them with qualitative data on the impact of MSM and trans people on the epidemic and on the effectiveness of existing interventions,” – added Djuma.

Despite efforts by individual groups and community networks to liberalize national legislation affecting MSM and trans people, a discriminatory policy approach towards these groups is still dominant in EECA.  Laws and policies against MSM and the legal uncertainty of implementing effective HIV prevention programs among MSM and trans people remain the main barriers both to the effectiveness, as well as to the sustainability of programs. The prospect of obtaining national funding for prevention programs under these conditions seems to be unpromising in a number of CEECA countries.

Недостаточность программ профилактики, финансирования и поддержки со стороны стран привел к росту численности ВИЧ-позитивных МСМ, распространенности сифилиса, провалу каскада доступа к континууму медицинских услуг, недостаточности охвата АРВ-терапией в странах Центральной, Восточной Европы и Центральной Азии.

Мировое сообщество отмечает 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. Евразийская коалиция по мужскому здоровью (ЕКОМ), в свою очередь, отмечает, что полученные в течение 2015–2018 гг. данные говорят, что в Центральной и Восточной Европе, а также Центральной Азии  (ЦВЕЦА) продолжается развитие эпидемии ВИЧ-инфекции и других инфекций, передающихся половым путём, среди мужчин, практикующих секс с мужчинами (МСМ).

Уровень охвата программами профилактики, диагностики и лечения ВИЧ среди ключевых групп, МСМ и транс людей в частности, не позволяет добиться значительного влияния на эпидемии ВИЧ и ВИЧ/ТБ в регионе. ВЕЦА остается единственным регионом, в котором количество новых случаев ВИЧ-инфекции растет, что является следствием отсутствия доступа к полному пакету услуг по профилактике ВИЧ среди ключевых групп, рекомендованных ВОЗ. Регион ВЕЦА, в целом, демонстрирует худшую в мире ситуацию с “90-90-90”, то есть самое большое отставание от международных целей по проценту ЛЖВ, знающих о своем ВИЧ-статусе, получающих лечение и достигших неопределимого уровня вирусной нагрузки.

Имеющиеся в большинстве стран региона эпидемиологические и мониторинговые системы не позволяют строить каскады для МСМ и транс людей. При этом известно, что доступ ключевых групп к лечению антиретровирусной терапией в большинстве стран региона остается крайне низким. Экспресс-тестирование на ВИЧ в низкопороговых центрах зачастую организовано таким образом, что только половина МСМ, получивших положительный результат, доходят до медицинских центров для подтверждения диагноза.

Согласно данным регулярных популяционных исследований уязвимых к ВИЧ групп населения, в шести странах региона ВЕЦА (Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова) происходит стабильный рост доли ВИЧ-позитивных среди МСМ. Двукратный рост распространённости ВИЧ среди МСМ выявлен в Беларуси (9,8% в 2017 против 5,7% в 2015), Казахстане (2017 – 6,2%, 2015 – 3,2%) и Молдове (г. Кишинёв: 2016 г. – 9,0%, против 5,4% в 2013 г.).

Остается проблемой и распространённость сифилиса. В большинстве стран региона распространенность остается стабильным (от 2 до 8%), однако, в некоторых странах наблюдается значительный рост ухудшение ситуации: в Беларуси с 2,4% в 2013 г. до  4,7% в 2017 г., в Казахстане с 12,8% в 2015 г. до 19,7% в 2017 г., Кыргызстане (2013 – 7,9%, 2016 – 10,8%).

Только этих несколько показателей свидетельствуют о том, что проводимые мероприятия и предпринимаемые меры профилактики недостаточны.

Скачать (PDF, 315KB)

Глобальные инициативы, такие как стратегия «90-90-90», направлены на усиление борьбы с ВИЧ. Это предполагает, в частности, эффективный (90%) охват уязвимых групп тестированием и назначение АРВ-терапии сразу после диагностики ВИЧ-инфекции. Согласно данным ЕКОМ, в большинстве стран региона (5 из 14 для которых есть данные) менее 60% МСМ охвачено тестированием, что явно недостаточно для эффективного контроля эпидемии.

Обновлённые данные свидетельствуют, что из 9 стран региона лишь две страны (Беларусь и Таджикистан) достигли установленной цели охвата АРВ не менее 73% МСМ живущих с ВИЧ. В остальных странах охват составляет от 2% (в Кыргызстане) до 66% (в Литве). При этом следует учесть, что в различных странах может применяться разный подход к построению каскада доступа к континууму медицинских услуг.

Скачать (PDF, 274KB)

В разных странах ЦВЕЦА охват МСМ профилактическими сервисами находится на разном уровне и демонстрирует разные тенденции. Так, в Азербайджане показатель стабилен на низком уровне, в Беларуси, Грузии, Казахстане, Украине охват находится в пределах 40-60%, в Таджикистане достигает 89%, а в Кыргызстане наблюдается снижение до 18%. Для увеличения охвата необходима разработка новых подходов привлечению МСМ и трангендеров в профилактические программы с опорой на организации сообществ, а также защита от дискриминации и нарушения прав человека на основе сексуальности и гендерной идентичности.

Для планирования релевантных национальных бюджетов нужно знать численность уязвимых групп. Однако специальные исследования по оценке численности регулярно проводятся только в Грузии Кыргызстане, Таджикистане и Украине. Для большинства стран данные оценок численности устарели (исследования выполнены 5 и более лет тому назад).

«Вместе с ростом распространения ВИЧ-инфекции происходит сокращение финансирование из международных источников – Глобальный фонд, до настоящего момента являющийся основным источником финансирования программ для МСМ, побуждает страны к переходу на национальное финансирование программ противодействия ВИЧ. Однако правительства стран региона отказываются финансировать целевые программы, направленные на МСМ и транс-людей, утверждая, что, во-первых, эти две группы не оказывают существенного влияния на рост эпидемии ВИЧ в странах в целом, и во-вторых, программы профилактики и лечения, направленные на общее население, эффективны также для МСМ и транс-людей», – отметил Виталий Джума, исполнительный директор ЕКОМ.

«Изменить позицию правительств можно лишь мобилизовав организации и активистов ЛГБТ-сообщества для активной адвокации, снабдив их качественными данными о влиянии МСМ и транс-людей на эпидемию и об эффективности существующих интервенций», – добавляет Джума.

Несмотря на усилия, предпринимаемые отдельными группами и сетями сообщества с целью либерализации национальных законодательств в отношении МСМ и транс людей, дискриминационный подход в политике по отношению к этим группам до сих пор остается доминирующим в ВЕЦА. Законы и политики, направленные против МСМ, и правовая неопределенность реализации эффективных программ профилактики ВИЧ среди МСМ и транс людей остаются основным барьером как для эффективности, так и для устойчивости программ. Получение национального финансирования на программы профилактики в этих условиях в ряде стран ВЕЦА выглядит бесперспективным.