In February 2020 the Republic of Moldova was under it’s sixth periodic review by Committee on the Elimination of Discrimination against Women (CEDAW). For the session, ECOM in partnership with NGO “GENDERDOC-M”, the only organization that is offering legal and psychological assistance for trans* people with legal gender recognition and discrimination based on gender identity and gender expression in Moldova, submitted a joint alternative report on rights violations of trans* women in the Republic of Moldova.

Скачать (PDF, 707KB)

During the dialogue between CEDAW members and NGO delegation, in Geneva, Yuri Yoursky, ECOM human rights and legal issues coordinator, presented the report and made an oral statement on the topic of exclusion of trans* women from the national health programs. “Trans* women conclude a minority group that is more vulnerable to increased health risks, HIV in particular. But in national HIV-programs trans* women are not included as a separate group. Trans* people are victims of intersectional stigma and face abuse or even denied healthcare services in Moldova” – Yoursky said.

 

As a result, on March 2, CEDAW issued its conducing observation for the Republic of Moldova, which due to efficient advocacy includes the following:

  1. Recalling its general recommendation No. 33 (2015) on women’s access to justice, the Committee recommends that the State party:

               (b)        Raise awareness among women, including those belonging to ethnic minority groups, women with disabilities, migrant women, older women and lesbian, bisexual and transgender women, about their rights and the legal remedies available to them to claim those rights;

  1. The Committee recalls its previous recommendations (CEDAW/C/MDA/CO/4-5, para. 32) and recommends that the State party:

               (f)         Eliminate discrimination and stigma against women living with HIV/AIDS through awareness raising and extend the programme on Prevention and control of HIV/AIDS to women belonging to disadvantaged groups, particularly transgender women.

ECOM and GENDERDOC-M will continue its work to improve a framework for non-discriminatory procedures of gender reassignment, in particular changing the trans* person’s legal name and gender without obligatory surgeries in Moldova.  ECOM is ready to support the government of Republic of Moldova to adapt its healthcare policies and programs in the area of HIV to suit the needs of the trans* people.

В феврале 2020 года Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) провел свой шестой периодический обзор по Республике Молдова. На сессию Комитета ЕКОМ в партнерстве с «ГЕНДЕРДОК-M» – единственной организацией, предлагающей правовую и психологическую помощь транс* людям в вопросах юридического признания пола и дискриминации на почве гендерной идентичности и гендерной экспрессии в Молдове – был подан совместный альтернативный доклад о нарушении прав транс* женщин в Республике Молдова.

Скачать (PDF, 707KB)

В ходе диалога между членами КЛДЖ и представителями делегации НПО в Женеве Юрий Йорский, координатор ЕКОМ по правовым вопросам, представил доклад и выступил с устным заявлением на тему исключения транс* женщин из национальных программ здравоохранения. «Транс* женщины являются группой повышенной уязвимости перед рисками для здоровья, в т.ч. ВИЧ. Однако при этом транс* женщины не включены в качестве отдельной группы в национальные программы борьбы с ВИЧ. В Молдове транс* люди подвергаются интерсекциональной стигме, сталкиваются с насилием и им даже отказывают в предоставлении услуг здравоохранения», – отметил Юрий.

 

В результате 2 марта КЛДЖ опубликовал свои заключительные замечания для Республики Молдова, которые, благодаря эффективной адвокации, включают в себя следующие пункты:

  1. Ссылаясь на свою общую рекомендацию №33 (2015) о доступе женщин к правосудию, Комитет рекомендует государству-участнику:

               (b)        повышать осведомленность среди женщин, в том числе тех, кто относится к этническим меньшинствам, женщин с инвалидностью, женщин-мигрантов, женщин старшего возраста, а также лесбиянок, бисексуальных и трансгендерных женщин, о своих правах и средствах правовой защиты, которые доступны им для того, чтобы отстаивать такие права;

  1. Комитет ссылается на свои предыдущие рекомендации (CEDAW/C/MDA/CO/4-5, п. 32) и рекомендует государству-участнику:

               (f)         Ликвидировать стигму и дискриминацию в отношении женщин, живущих с ВИЧ/СПИДом, посредством повышения осведомленности и расширения Программы профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом на женщин, которые относятся к уязвимым группам населения, в частности трансгендерных женщин.

ЕКОМ и «ГЕНДЕРДОК-M» будут продолжать свою работу, направленную на усовершенствование системы недискриминационных процедур коррекции пола, в частности изменения официального имени транс* персоны и гендерной принадлежности без обязательных хирургических операций в Молдове.  ЕКОМ готов оказать поддержку правительству Республики Молдова в адаптации политик и программ здравоохранения в сфере ВИЧ с целью обеспечения их соответствия потребностям транс* людей.