On 2nd April 2020, the Human Rights Committee issued its concluding observations to Uzbekistan, which was reviewed by the Сommittee for the fifth time.

ECOM has submitted its shadow report on human rights violations based on sexual orientation and gender identity in Uzbekistan. And on March 2nd, with support of ILGA World, the report has been presented in Geneva to the Committee.

As a result of advocacy efforts made by ECOM and other human rights defenders working on different range of human rights issues in Uzbekistan, the Committee raised the problems that LGBT people face in Uzbekistan, and highlighted them it in a separate paragraph for the State of Uzbekistan:

Discrimination on the grounds of sexual orientation and gender identity

  1. The Committee remains concerned at continuing reports of discrimination, harassment and violence against LGBT persons by state officials and private individuals, including extortion, arbitrary arrest, torture and sexual abuse, including in places of deprivation of liberty, and mandatory disclosure of private medical information. It is further concerned by the high level of impunity for these crimes, manifested in the lack of investigations into acts of violence against LGBT persons. It also remains concerned that consensual same-sex relations between adult males continue to be criminalized under article 120 of the Criminal Code, which renders LGBT persons unable to report violence and discrimination against them for fear of prosecution. The Committee is also concerned at the lack of clarity in the procedure for legal recognition of gender reassignment and at reports that such recognition requires in practice a minimum of one-month hospitalization in a psychiatric clinic (arts. 2, 7, 17, 23 and 26).

  2. The State party should:

(a) Take effective measures to combat any form of social stigmatization, harassment, hate speech, discrimination or violence against persons based on their sexual orientation or gender identity by, inter alia, providing training for law enforcement personnel, prosecutors and the judiciary, and conducting awareness raising campaigns promoting sensitivity and respect for diversity among the general public;

(b) Ensure that cases of discrimination and violence against persons belonging to these groups committed by individuals or State agents are systematically investigated, that perpetrators are punished with appropriate penalties and that victims receive full reparation;

 (c) Repeal article 120 of the Criminal Code;

 (d) Eliminate unwarranted requirements for legal recognition of gender reassignment, including mandatory psychiatric hospitalization, as well as provide and implement effectively a quick, transparent and access.

ECOM will continue its efforts to support civil society in Uzbekistan to decriminalize the homosexuality and ensure that gay men and trans* people have equal access to medical services, related to HIV.

NOTE: Previously, in May 2019 ECOM has submitted its alternative report in preparation for the List of Issues at the 126th session of the Human Rights Committee, which referred to the documented cases of violations based on sexual orientation and gender identity in Uzbekistan. This report gave an overview of the main concerns regarding key areas of human rights violations based on sexual orientation and gender identity (SOGI) in Uzbekistan. It discusses Uzbekistan’s compliance with the International Covenant on Civil and Political Rights.

As a result of ECOM advocacy work, the committee asked Uzbekistan:

  1. With reference to the information in paragraph 69 of the State party’s report, please report on the measures taken: (b) to implement the Committee’s long-standing recommendation to decriminalize consensual sexual activities between adult males. Please respond to reports of social stigmatization, harassment, violence and discrimination against lesbian, gay, bisexual and transgender individuals by both State officials and private individuals, including extortion and arbitrary arrest and detention by law enforcement officials. Please clarify the procedure for legal recognition of gender reassignment and comment on reports that it requires a minimum of one month’s hospitalization in a psychiatric clinic.

In its reply to the list of Issues Uzbekistan replied on December 30th, 2019:

Paragraph 5 (b)

  1. The question of exceptions to article 120 of the Criminal Code and the decriminalization of sexual acts between men is under discussion in expert groups as part of the process of drafting the new version of the Criminal Code. In view of the country’s religious, ethical and cultural traditions and the underpinnings of Uzbek society, these issues must be widely discussed among the population before any final decision is reached.

2 апреля 2020 года Комитет по правам человека опубликовал свои заключительные замечания для Узбекистана, который проходил обзор Комитета в пятый раз.

ЕКОМ подавал свой теневой доклад по нарушениям прав человека на основании сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Узбекистане. А 2 марта при поддержке ILGA World доклад был представлен вниманию Комитета в Женеве.

В результате адвокационных усилий, предпринятых ЕКОМ и другими правозащитниками, работающими над различными аспектами соблюдения прав человека в Узбекистане, Комитет обозначил проблемы, с которыми ЛГБТ сталкиваются в Узбекистане, а также вынес их в отдельный параграф в заключительных рекомендациях государству:

Дискриминация на основании сексуальной ориентации и гендерной идентичности

  1. Комитет по-прежнему обеспокоен продолжающимися сообщениями о случаях дискриминации, преследования и насилия в отношении ЛГБТ со стороны представителей государства и частных лиц, включая случаи вымогательства, произвольных арестов, пыток и сексуального насилия, в том числе в местах лишения свободы, а также об обязательном разглашении частной информации о состоянии здоровья. Также он обеспокоен высоким уровнем безнаказанности за такие преступления, которая выражается в отсутствии расследования актов насилия в отношении ЛГБТ. Кроме того, Комитет по-прежнему обеспокоен тем, что за однополые добровольные сексуальные отношения между взрослыми мужчинами все еще предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 120 Уголовного кодекса, из-за чего ЛГБТ не могут сообщать о случаях насилия и дискриминации по причине страха преследований. Комитет также обеспокоен недостаточно прозрачной процедурой юридического признания гендерной принадлежности и сообщениями о том, что такая процедура на практике требует госпитализации в психиатрическое учреждение как минимум на месяц (ст. 2, 7, 17, 23 и 26).

 

  1. Государство-участник должно:

(a) принять эффективные меры для борьбы с любыми формами социальной стигматизации, преследований, языка вражды, дискриминации и насилия в отношении людей на основании их сексуальной ориентации и гендерной идентичности, в частности путем проведения обучения среди сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры и судов, а также проведения информационных кампаний с целью развития сенситивности и уважения к разнообразию среди общего населения;

(b) обеспечить систематическое расследование случаев дискриминации и насилия в отношении людей, относящихся к таким группам, совершенных отдельными лицами или представителями государства, а также применение к нарушителям надлежащих мер наказания и полное возмещение ущерба пострадавшим;

 (c) отменить статью 120 Уголовного кодекса;

 (d) устранить неоправданные требования для юридического признания гендерной принадлежности, в том числе обязательную госпитализацию в психиатрические учреждения, а также разработать и внедрить оперативную, прозрачную и доступную процедуру такого признания.

ЕКОМ будет продолжать свою работу по предоставлению поддержки гражданскому обществу в Узбекистане с целью отмены уголовной ответственности за гомосексуальность и обеспечения равного доступа геев и транс* людей к услугам здравоохранения в связи с ВИЧ.

ПРИМЕЧАНИЕ: Ранее, в мае 2019 года, ЕКОМом был подан альтернативный доклад в рамках подготовки списка вопросов на 126-ю сессию Комитета по правам человека, в котором были отражены задокументированные случаи нарушений прав человека на основании сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Узбекистане. В докладе был представлен обзор основных проблем, касающихся ключевых сфер нарушения прав человека на основании сексуальной ориентации и гендерной идентичности (СОГИ) в Узбекистане. В документе представлен анализ выполнения Узбекистаном положений Международного пакта о гражданских и политических правах.

В результате адвокационной работы ЕКОМ Комитет потребовал от Узбекистана ответа на следующий вопрос:

  1. Что касается информации, представленной в пункте 69 доклада государства-участника, просим сообщить о предпринятых мерах с целью: (b) выполнения давно вынесенной рекомендации Комитета об отмене уголовной ответственности за сексуальные контакты по взаимному согласию между взрослыми мужчинами. Просьба прокомментировать сообщения о социальной стигматизации, преследованиях, насилии и дискриминации в отношении лесбиянок, геев, бисексуальных и трансгендерных людей как со стороны представителей государства, так и со стороны частных лиц, включая случаи вымогательства, произвольного ареста и задержания правоохранительными органами. Просим предоставить пояснения в отношении процедуры юридического признания гендерной принадлежности и прокомментировать сообщения о том, что такая процедура предусматривает госпитализацию в психиатрическое учреждение как минимум на месяц.

В своем ответе на список вопросов 30 декабря 2019 года Узбекистан сообщил:

Пункт 5 (b)

  1. Вопрос исключения из Уголовного кодекса статьи 120 и декриминализации мужеложства обсуждается в экспертных кругах в рамках разработки проекта Уголовного кодекса в новой редакции. Учитывая религиозные, этические, культурные традиции и устои в обществе, указанные вопросы перед принятием окончательного решения по ним должны быть широко обсуждены среди населения.